Грифоны

Первые скульптурные изображения грифонов, украсившие собой фасады петербургских построек, по времени создания относятся к первой трети прошлого столетия - времени господства в архитектуре стиля, для которого характерно обращение к древнеегипетским и древнеримским декоративным формам (скульптурные композиции из оружия и воинских доспехов, крылатые сфинксы, грифоны).

Фантастические крылатые львы с птичьими головами нередко встречаются в декоративном убранстве сооружений К. И. Росси.

Михайловский дворец (ныне здание Государственного Русского музея) был возведен в 1819-1825 годах. Величаво-торжественным и пышным представляется он с площади Искусств. Фасад, обращенный к Михайловскому саду, с грандиозной лоджией-колоннадой и лепными украшениями исполнен удивительной красоты и как бы вторит задумчивости старинного сада. Окна первого этажа декорированы попарно восседающими, обращенными друг к другу грифонами. По карнизу длинной лентой проходит лепной фриз, скомпонованный из чередующихся пар таких же грифонов и растительного орнамента.

Росси сам создавал эскизы лепных украшений, а к исполнению привлекал лучших скульпторов и лепщиков. Фриз и грифоны над окнами садового фасада дворца исполнены в 1823-1824 годах скульптором С. С. Пименовым.

В 1826 году К. И. Росси построил в Летнем саду, на месте разрушенного грота, небольшой изящный павильон - Кофейный домик, сохранившийся до настоящего времени.

И эту легкую садовую постройку зодчий украсил рельефами на аттике главного фасада. Грифоны (львиная голова и крылья) обращены друг к другу и разделены пальметкой; орнамент, близкий к растительному, дополняет изображение.

Грифонов по рисунку Росси исполнил скульптор В. И. Демут-Малиновский.

Работая над созданием грандиозного архитектурного ансамбля Александрийского театра (сейчас Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина), К. И. Росси в 1828-1832 годах пристраивает к ранее существовавшему зданию Публичной библиотеки (архитектор Е. Т. Соколов) новый корпус, обращенный к площади. Украшением его фасада служат восемнадцать стройных колонн, между которыми установлены статуи ученых, философов и поэтов древности. На аттике фасада имеется горельефное изображение двух пар грифонов. Две пары точно таких же грифонов - на горельефном панно, декорирующем закругленный угол здания Публичной библиотеки. По силуэту эти грифоны такие же, как и на аттике Кофейного домика, но значительно больше по размеру.

Все эти скульптурные украшения выполнены по рисункам К. И. Росси. Грифоны над главным входом исполнены В. И. Демут-Малиновским в 1827 году, а грифоны на панно - им же два года спустя.

В начале Невского проспекта изображениями грифонов украшены два жилых дома. Дом 5, построенный в первой трети XIX века и перестраивавшийся в 1833-1834 и в 1884 - 1885 годах, украшен двумя обращенными друг к другу грифонами со львиными головами.

Дом 8 под выступающим карнизом имеет лепной орнаментальный фриз с изображением шести пар грифов с птичьими клювами. Два грифона сидят на поджатых задних лапах, а поднятой передней касаются помещенной между ними лиры; их головы и поднятые крылья как бы поддерживают нависающий карниз. Четкая композиция и строгая красота выделяют фриз из числа подобных.

Еще ряд зданий на Невском проспекте декорирован грифонами.

В 1803-1806 годах на берегу Фонтанки перед находящимся в глубине Аничковым дворцом архитектор Дж. Кваренги построил торговые ряды.

Фриз на фасаде учебного корпуса Дворца пионеров имени А. А. Жданова. Фрагмент.

В 1808-1810 годах архитектор Л. Руска перестроил сооружение, а также украсил верхние части фасадов скульптурным фризом. На фризах каждого фасада изображено по три пары грифонов, вазы и растительный орнамент. Грифоны шагают навстречу друг другу, их позы полны движения, хвост с развевающейся кистью захлестнут под брюхо, передней поднятой лапой они касаются красивой вазы.

В настоящее время в этом здании размещены кабинеты Дворца пионеров имени А. А. Жданова.

Грифоны на балконе дома 37 на улице Герцена.

Большой жилой дом 66 на противоположной стороне Невского проспекта выходит на набережную Фонтанки и на улицу Толмачева. Дата его постройки не выяснена, но в 1877 году он был капитально перестроен и надстроен по проекту архитектора А. Иванова. Вероятно, тогда же по верхнему карнизу дом с трех сторон опоясал фриз с чередующимися изображениями грифонов, ваз, амуров и гирлянд. Измельченный рисунок фриза плохо различим на большой высоте, поэтому рельеф большинство прохожих не замечает.

В середине 20-х годов XIX века на небольшом пешеходном Банковском мосту через Екатерининский канал появились великолепные чугунные с позолоченными крыльями грифоны. (О Банковском мосте с грифонами уже было сказано.)

Изображения грифонов редко служили декорацией мостов, чаще они украшают балконы домов.

Грифоны на балконе дома 26 на Дворцовой набережной.

Построенный в 1835-1846 годах архитектором А. X. Телем доходный дом на углу Моховой и улицы Пестеля имеет три балкона и под каждым - четыре грифона. Фасад дома по Моховой в центре прорезан въездной аркой, над которой - две пары колонн с грифонами над ними, поддерживающими балкон с легкой решеткой. Грифоны как бы придавлены тяжестью балкона; приземистые, они опираются на короткие передние лапы, приподнятые крылья полураскрыты и концами касаются стены, головы у грифонов птичьи, зубастые клювы раскрыты, четко обозначен язык. Статуи грифонов, помимо целей декорации, здесь выполняют и чисто конструктивную функцию: их головы и крылья служат опорами для балкона. Такие же колонны с грифонами, поддерживающими балконы, украшают фасад дома по улице Пестеля.

Привлекает внимание балкон дома 26 на Дворцовой набережной (Дома ученых имени М. Горького) с эффектно расположенными на его углах бронзовыми грифонами. Дворец Этот в стиле ренессанс возведен по проекту А. И. Резанова.

Пятиэтажный жилой дом 37 по улице Герцена в центре главного фасада имеет балкон, углы которого также декорированы попарно размещенными каменными грифонами.

Примером украшения грифонами верхней части фасада может служить здание кинотеатра "Родина" на улице Толмачева. (Здание построено в 1914-1915 годах по проекту архитекторов В. Я. Боткина и К. С. Бобровского; скульптор А. Е. Громов.) Почти под самой крышей помещены статуи двух грифонов причудливого вида и в необычной позе - они лежат, обращенные в разные стороны, положив переднюю лапу на шар, повернув в сторону улицы диковинные головы.

На территории так называемого Соляного городка со стороны Соляного переулка в 1880-х годах по проекту архитектора А. И. Кракау было выстроено здание для Центрального училища технического рисования барона Штиглица (сейчас Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной) и музея при нем (архитектор М. Е. Месмахер).

Двухэтажное нарядное здание музея богато украшено статуями и лепниной. Ручки широких входных дверей заменяют бронзовые головы львов с кольцом в пасти. По карнизу тянется полоса скульптурных украшений, где фигурируют грифоны с вытянутыми птичьими клювами, острыми крыльями и захлестнутым на заднюю лапу хвостом.

В конце второй половины XIX - начале XX века при общем упадке архитектуры, распространении эклектики и стиля модерн в отдельных случаях наблюдается тяготение к использованию форм классического наследия. В частности, в скульптурном убранстве фасадов снова появляются лепные фризы с попарно чередующимися грифонами.

На рубеже XIX-XX веков на Каменноостровском (ныне Кировском) проспекте было построено много больших доходных домов; в предреволюционные годы архитектор Л. Н. Бенуа возводит шестиэтажный каменный дом (26-28) с колоннадой из красного гранита и парадным двором с фонтаном. Боковые фасады его орнаментированы чередующимися парами грифонов и растительными гирляндами, в какой-то степени воскрешающими традиции позднего классицизма, но Эркеры этого здания, декорированные рельефными изображениями диковинных рыб, явно выражают черты модерна.

Можно было бы привести еще немало примеров изображения грифонов.