Грифоны
Первые скульптурные изображения грифонов, украсившие собой фасады петербургских построек, по времени создания относятся к первой трети прошлого столетия - времени господства в архитектуре стиля, для которого характерно обращение к древнеегипетским и древнеримским декоративным формам (скульптурные композиции из оружия и воинских доспехов, крылатые сфинксы, грифоны).
Фантастические крылатые львы с птичьими головами нередко встречаются в декоративном убранстве сооружений К. И. Росси.
Михайловский дворец (ныне здание Государственного Русского музея) был возведен в 1819-1825 годах. Величаво-торжественным и пышным представляется он с площади Искусств. Фасад, обращенный к Михайловскому саду, с грандиозной лоджией-колоннадой и лепными украшениями исполнен удивительной красоты и как бы вторит задумчивости старинного сада. Окна первого этажа декорированы попарно восседающими, обращенными друг к другу грифонами. По карнизу длинной лентой проходит лепной фриз, скомпонованный из чередующихся пар таких же грифонов и растительного орнамента.
Росси сам создавал эскизы лепных украшений, а к исполнению привлекал лучших скульпторов и лепщиков. Фриз и грифоны над окнами садового фасада дворца исполнены в 1823-1824 годах скульптором С. С. Пименовым.
В 1826 году К. И. Росси построил в Летнем саду, на месте разрушенного грота, небольшой изящный павильон - Кофейный домик, сохранившийся до настоящего времени.
И эту легкую садовую постройку зодчий украсил рельефами на аттике главного фасада. Грифоны (львиная голова и крылья) обращены друг к другу и разделены пальметкой; орнамент, близкий к растительному, дополняет изображение.
Грифонов по рисунку Росси исполнил скульптор В. И. Демут-Малиновский.
Работая над созданием грандиозного архитектурного ансамбля Александрийского театра (сейчас Государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина), К. И. Росси в 1828-1832 годах пристраивает к ранее существовавшему зданию Публичной библиотеки (архитектор Е. Т. Соколов) новый корпус, обращенный к площади. Украшением его фасада служат восемнадцать стройных колонн, между которыми установлены статуи ученых, философов и поэтов древности. На аттике фасада имеется горельефное изображение двух пар грифонов. Две пары точно таких же грифонов - на горельефном панно, декорирующем закругленный угол здания Публичной библиотеки. По силуэту эти грифоны такие же, как и на аттике Кофейного домика, но значительно больше по размеру.
Все эти скульптурные украшения выполнены по рисункам К. И. Росси. Грифоны над главным входом исполнены В. И. Демут-Малиновским в 1827 году, а грифоны на панно - им же два года спустя.
В начале Невского проспекта изображениями грифонов украшены два жилых дома. Дом 5, построенный в первой трети XIX века и перестраивавшийся в 1833-1834 и в 1884 - 1885 годах, украшен двумя обращенными друг к другу грифонами со львиными головами.
Дом 8 под выступающим карнизом имеет лепной орнаментальный фриз с изображением шести пар грифов с птичьими клювами. Два грифона сидят на поджатых задних лапах, а поднятой передней касаются помещенной между ними лиры; их головы и поднятые крылья как бы поддерживают нависающий карниз. Четкая композиция и строгая красота выделяют фриз из числа подобных.
Еще ряд зданий на Невском проспекте декорирован грифонами.
В 1803-1806 годах на берегу Фонтанки перед находящимся в глубине Аничковым дворцом архитектор Дж. Кваренги построил торговые ряды.
В 1808-1810 годах архитектор Л. Руска перестроил сооружение, а также украсил верхние части фасадов скульптурным фризом. На фризах каждого фасада изображено по три пары грифонов, вазы и растительный орнамент. Грифоны шагают навстречу друг другу, их позы полны движения, хвост с развевающейся кистью захлестнут под брюхо, передней поднятой лапой они касаются красивой вазы.
В настоящее время в этом здании размещены кабинеты Дворца пионеров имени А. А. Жданова.
Большой жилой дом 66 на противоположной стороне Невского проспекта выходит на набережную Фонтанки и на улицу Толмачева. Дата его постройки не выяснена, но в 1877 году он был капитально перестроен и надстроен по проекту архитектора А. Иванова. Вероятно, тогда же по верхнему карнизу дом с трех сторон опоясал фриз с чередующимися изображениями грифонов, ваз, амуров и гирлянд. Измельченный рисунок фриза плохо различим на большой высоте, поэтому рельеф большинство прохожих не замечает.
В середине 20-х годов XIX века на небольшом пешеходном Банковском мосту через Екатерининский канал появились великолепные чугунные с позолоченными крыльями грифоны. (О Банковском мосте с грифонами уже было сказано.)
Изображения грифонов редко служили декорацией мостов, чаще они украшают балконы домов.
Построенный в 1835-1846 годах архитектором А. X. Телем доходный дом на углу Моховой и улицы Пестеля имеет три балкона и под каждым - четыре грифона. Фасад дома по Моховой в центре прорезан въездной аркой, над которой - две пары колонн с грифонами над ними, поддерживающими балкон с легкой решеткой. Грифоны как бы придавлены тяжестью балкона; приземистые, они опираются на короткие передние лапы, приподнятые крылья полураскрыты и концами касаются стены, головы у грифонов птичьи, зубастые клювы раскрыты, четко обозначен язык. Статуи грифонов, помимо целей декорации, здесь выполняют и чисто конструктивную функцию: их головы и крылья служат опорами для балкона. Такие же колонны с грифонами, поддерживающими балконы, украшают фасад дома по улице Пестеля.
Привлекает внимание балкон дома 26 на Дворцовой набережной (Дома ученых имени М. Горького) с эффектно расположенными на его углах бронзовыми грифонами. Дворец Этот в стиле ренессанс возведен по проекту А. И. Резанова.
Пятиэтажный жилой дом 37 по улице Герцена в центре главного фасада имеет балкон, углы которого также декорированы попарно размещенными каменными грифонами.
Примером украшения грифонами верхней части фасада может служить здание кинотеатра "Родина" на улице Толмачева. (Здание построено в 1914-1915 годах по проекту архитекторов В. Я. Боткина и К. С. Бобровского; скульптор А. Е. Громов.) Почти под самой крышей помещены статуи двух грифонов причудливого вида и в необычной позе - они лежат, обращенные в разные стороны, положив переднюю лапу на шар, повернув в сторону улицы диковинные головы.
На территории так называемого Соляного городка со стороны Соляного переулка в 1880-х годах по проекту архитектора А. И. Кракау было выстроено здание для Центрального училища технического рисования барона Штиглица (сейчас Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной) и музея при нем (архитектор М. Е. Месмахер).
Двухэтажное нарядное здание музея богато украшено статуями и лепниной. Ручки широких входных дверей заменяют бронзовые головы львов с кольцом в пасти. По карнизу тянется полоса скульптурных украшений, где фигурируют грифоны с вытянутыми птичьими клювами, острыми крыльями и захлестнутым на заднюю лапу хвостом.
В конце второй половины XIX - начале XX века при общем упадке архитектуры, распространении эклектики и стиля модерн в отдельных случаях наблюдается тяготение к использованию форм классического наследия. В частности, в скульптурном убранстве фасадов снова появляются лепные фризы с попарно чередующимися грифонами.
На рубеже XIX-XX веков на Каменноостровском (ныне Кировском) проспекте было построено много больших доходных домов; в предреволюционные годы архитектор Л. Н. Бенуа возводит шестиэтажный каменный дом (26-28) с колоннадой из красного гранита и парадным двором с фонтаном. Боковые фасады его орнаментированы чередующимися парами грифонов и растительными гирляндами, в какой-то степени воскрешающими традиции позднего классицизма, но Эркеры этого здания, декорированные рельефными изображениями диковинных рыб, явно выражают черты модерна.
Можно было бы привести еще немало примеров изображения грифонов.