Загадки сфинксов

Речь пойдет о двух небольших каменных сфинксах во дворе Строгановского дворца (Невский проспект, 17), но сначала немного о самом здании.

Дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века В. В. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. Строился он с 1752 по 1754 год для богатейшего елизаветинского вельможи С. Г. Строганова 1. Роскошный дворец своим внешним видом, отделкой и убранством внутренних помещений подчеркивал богатство его владельцев.

В 90-х годах XVIII века архитектор А. Н. Воронихин перестроил дворец, переделал в соответствии с изменившимися художественными вкусами внутренние помещения второго этажа. Но внешний вид растреллиевского здания остался прежним и сохранился до наших дней.

Большая арка посередине главного, невского, фасада раньше служила для проезда карет во двор к парадному ходу. При входе в арку и выходе из нее стоят по два литых столба с рельефными львиными головами, над аркой - львиная маска, такие же маски украшают дворовые фасады.

Наверху, под крышей, - мягко закругленный фронтон и на нем родовой герб. Во втором этаже размещались парадные залы, поэтому окна здесь нарядные, украшены лепными львиными масками. Обилие лепных украшений придает дворцу пышный и торжественный вид.

В. В. Растрелли. Строгановский дворец.

Фасад, обращенный к набережной Мойки, более прост, но и здесь треугольный фронтон украшен таким же родовым гербом, как и на главном фасаде. Два больших пушистых соболя, приподнявшись на задние лапы, передними держат щит, разделенный на две части: на нижней изображен мех, на верхней - медвежья голова, повернутая вправо; над щитом - шлем и опять большая голова медведя. Медведь - хозяин тайги, соболь - ценнейший пушной зверь, их изображения на родовом гербе говорят о безграничной власти Строгановых в Сибири, где они владели обширными землями, и о несметном богатстве этого края.

Сфинксы во дворе дома 17 (б. Строгановского дворца) на Невском проспекте.

Скульптура не только на фасадах здания, есть она и во дворе. У дверей бывшего парадного входа на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Облик сфинксов женский. И снова - невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчужденный взгляд. Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо. Ровную гладкую поверхность платка оживляют узкие, продольно идущие бороздки. Плечи и спину покрывает ткань. Форма львиного туловища обобщена, слабо обозначены ребра и когти.

Соболи на фронтоне дома 17 (б. Строгановского дворца) на Невском проспекте.

Но почему они здесь? Когда и как попали сюда? Им бы лежать у воды, украшая пристань или мост, либо находиться у здания более позднего времени, построенного в классическом стиле. Однако недоумение рассеивается, как только начинаешь прослеживать их историю. А она берет начало в конце XVIII века и связана с постройкой А. Н. Воронихиным для графа А. С. Строганова роскошной загородной дачи на берегу Большой Невки. От причала широкая лестница вела на пристань, которую и украшали статуи двух гранитных сфинксов. Это были первые по времени сфинксы, появившиеся на набережных Петербурга. Вслед за ними еще две пары таких же гранитных изваяний украсили пристань перед загородной дачей А. А. Безбородко. Можно предположить, что все они были изваяны одним и тем же скульптором, имя которого осталось неизвестным.

В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы после некоторого "блуждания" попали на их нынешнее место.

Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе ленинградского Горного института. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями. От калитки идет прямая аллея, по сторонам которой стоят массивные чугунные вазы в виде античных жертвенников - курильниц на мощных львиных лапах, с рельефными украшениями в виде бараньих и козлиных голов, а в глубине аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Статуи невелики, установлены без постаментов, но благодаря черной окраске резко выделяются на фоне зелени; совершенно одинаковые, они хорошо сохранились. Выразительны и благородны их лица. На голове вместо традиционного платка густые вьющиеся волосы, собранные узлом на затылке, локонами лежащие на шее. Легкое нарядное платье облегает высокую грудь, а спину покрывает богатая, отороченная кружевами накидка. Руки ниже локтя переходят в пятипалые звериные лапы с плавно изогнутыми круглыми когтями. Туловище и поджатые задние лапы явно львиные.

Мягкая лепка, тщательная моделировка и ювелирная отделка деталей характерны для этих декоративных статуй, предназначенных для обозрения с близкого расстояния.

Сфинкс во дворе Горного института.

Само здание Горного института было перестроено из ранее стоявших на его месте небольших домов по проекту А. Н. Воронихина. Монументальное здание с мощным двенадцатиколонным дорическим портиком возведено в 1806- 1811 годах. Прекрасный рисовальщик, Воронихин не только намечал в проекте все наружные и внутренние скульптурные украшения, но и детально прорисовывал их. По-видимому, и рисунок женщины с львиным телом был сделан им же. Модель, по которой сфинксы отливались в металле, вылепил скульптор, имя которого пока также документально не установлено, хотя известно, что в оформлении здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов.

Следует помнить, что Воронихин был знатоком античного искусства; статуи львов и сфинксов, украшающие его постройки, как правило, подражают античным образцам. И у сфинксов из Горного института можно усмотреть черты античности. Статуи появились в начале XIX века, и им безусловно, присущи стилистические особенности русского классицизма. Сфинксы, если они предназначались для вновь сооружаемого здания (первоначально декоративные статуи могли служить украшением так называемого аванзала), могли появиться в период его постройки или в последующие два-три года (не позднее 1814 года, так как в этом году А. Н. Воронихина не стало).

После смерти Воронихина место архитектора Горного кадетского корпуса, как тогда назывался Горный институт, занимает А. И. Постников (1766-1830), который в период с 1821 по 1825 год заново отделывает ряд помещений. Статуи сфинксов, которые после перестройки аванзала, видимо, остались без места, по распоряжению Постникова в 1826 году были установлены перед только что выстроенным лабораторным корпусом.

Входная дверь со двора в этот флигель была "украшена двумя восхитительными чугунными сфинксами работы неизвестного мастера, относительно которых есть основание думать, что раньше они помещались в воронихинском аванзале" 2.

Лабораторный корпус не сохранился. Сфинксы же не раз меняли свое местонахождение; летом 1966 года их поставили в сквере.